Рихард Вагнер
Рихард Вагнер родился в Лейпциге в мае 1813 г. в артистической семье. С детских лет он увлекался литературой и театром. Колоссальное влияние на желание стать композитором оказало на него знакомство с творчеством Бетховена. Он много занимался самостоятельно, теорию музыки изучал у Т. Вейлинга, брал уроки фортепиано у органиста Г. Мюллера.
Совсем молодой Вагнер в 1834— 1839 гг. уже профессионально работал в различных оперных театрах капельмейстером.
В 1839—1842 гг. он проживал в Париже, тут он написал первое значимое сочинение - оперу «Риенци». Во Франции Вагнеру не удалось сделать постановку этой оперы, но это удалось в Дрездене в 1842 г. До 1849 г. Вагнер работал дирижёром и капельмейстером придворной оперы в Дрездене.
В 1843 г. Рихардом поставлен «Летучий голландец». В 1848 г в Дрездене состоялась премьера одной из самых прославленных опер Вагнера «Лоэнгрин».
В 1849 г. – он участник революционных волнений, поэтому композитора объявляют государственным преступником. Ему пришлось вынужденно бежать в Швейцарию. Там создавались «Искусство и революция», «Опера и драма», «Художественное произведение будущего».
Автор в своих творениях выступает как реформатор оперного искусства, в первую очередь. Его главенствующей идеей является следующее: в опере драмы должно быть больше чем музыки, а не наоборот. Оркестр не должен подчиняться певцам, а должен являться равноправным «действующим лицом». Вагнер призывает к тому, чтобы музыкальная драма стала универсальным произведением, которое сможет морально воздействовать на зрителей. В вагнеровских операх каждый персонаж, иногда даже предметы (к примеру, кольцо), имеют свои лейтмотивы (музыкальные характеристики). Музыкальная канва представляет собой целый ансамбль лейтмотивов. Либретто к своим операм Вагнер всегда писал сам.
Свои новаторские идеи воплотились в «Кольце нибелунга» - грандиозном проекте из четырёх опер: «Валькирия», «Золото Рейна», «Гибель богов» и «Зигфрид», написанных в 1854 - 1874 годах.
В 1859 г написана опера «Тристан и Изольда». Благодаря покровительству баварского короля Людвига II, который благотворил композитора, в 1864 г. в Байрёйте был построен театр, для пропаганды творчества великого композитора.
В 1882 г. свет увидела опера «Парсифаль» - торжественная сценическая мистерия, называл её автор. В 1883г немецкий композитор умер.